пятница, 16 июля 2010 г.

Не идеальный менеджер. Впечатления от работ доктора И.К.Адизеса

Кто меня поразил в последний раз, так это доктор Адизес! Не тем, что он сделал, скажем, в последнее время – этого я просто не знаю – а самим фактом своего существования, который прошел мимо моего внимания! К своему стыду, о докторе Ицхаке Калдероне Адизесе я только смутно слышал, но отчетливо не понимал ни его теорий, ни его гениальности.

И вот, мои коллеги, во время моего отпуска, сходили на его 4-дневный семинар. Вернее, не его, но человека, представляющего его интересы в России. Семинар был, по их словам, на редкость скучным. Я полистал такую же убогую (под стать семинару), тетрадь и… заинтересовался. Заказал книгу, в которую был вложен диск с кратким выступлением доктора. Решил с него и начать. Вставил диск в ноутбук… и забыл о времени! Полчаса его выступления прошли на одном дыхании. Адизес, с моей точки зрения, не является гениальным презентатором и его английский оставляет желать лучшего. Он не бегает энергично по сцене, вытаскивая заранее намеченные жертвы из зала для заученных экспериментов, и не рассказывает анекдотов, как это делает большинство американских гур. Он не пышет молодостью, красотой и энергией. Но, несмотря на все это, слушать его безумно интересно! Он говорит так просто и доходчиво и такие справедливые вещи, о которых я (и уверен, что многие из вас) почему-то до сих пор не задумывался, что это берет за душу. И захватывает с первых секунд и до последних.

О чем же говорит доктор Адизес, и что это за теория?


Конечно, я не буду пересказывать труды доктора (и даже не буду делать copy-paste из его книги:)), просто коротко опишу, что меня зацепило и как я это применил. С недавних пор во всем корпоративном мире стала очень популярной тенденция «выращивать» Лидеров. Обучение и развитие в области лидерских компетенций не сбавляет своих оборотов уже несколько лет. Понятное дело, что кризис слегка скорректировал степень усердия, но тенденции не нарушил. Если спросить большинство заказчиков корпоративных программ, что они вкладывают в это понятие, они сунут вам в нос ворох бумаг с детально прописанными образцами поведения лидеров, из которых можно сделать вывод, что должно получиться нечто среднее между президентом Линкольном, Бэтманом и Ингваром Кампрадом. Мне же всегда казалось, что Лидерство – это адекватная способность определять направление, заражать людей и вести за собой, заботясь о том, чтобы им было комфортно. И что это удел очень и очень избранных. И что все остальное – от лукавого. И что никакой компании запрашиваемое количество лидеров не нужно.

Вы наверняка возразите мне, что речь идет лишь о попытке привить руководителям способность проявлять энергию и инициативу, быть коучами, стать более решительными и ответственными. И с чего бы, прослушав тренинг, им начать это делать, скажите на милость? И откуда у людей, в которых это с рождения не заложено, может взяться, допустим, дополнительная энергия и решимость? Конечно, что-то и весьма немало, сделать можно и это отдельная тема, которую я обязательно предложу вам затронуть. Но сейчас давайте вернемся к доктору Адизесу.

Доктор Адизес подходит к процессу воспитания Лидерства весьма прагматично. Как нет идеальных людей (что такое идеал - вообще философский вопрос), так и не бывает идеальных лидеров. Каждый человек хорош в чем-то, но уж точно не во всем. Лидерство - штука многогранная и часть функций, которые должен исполнять лидер попросту противоречат друг другу! Это спускает нас на землю и заставляет более объективно и честно взглянуть на себя. И сказать себе, что в чем-то вы далеко не красавец. И понять, куда лучше развиваться, какие грани лидерства у тебя выражены сильнее. И кто, из находящихся рядом, может дополнить твои слабые стороны.

Теория Адизеса на практике

Недавно я проводил стратегическую сессию для менеджеров высшего звена одной крупной западной корпорации. Ситуация известна и встречается в каждой топ-команде – «мы работаем вместе, и каждый из нас по отдельности очень силен, но сообща мы почему-то не слишком ладим». Сессия предполагала использование классических техник фасилитации, которые помогут людям вместе подумать над тем, какой командой они хотят быть, каковы сильные и слабые стороны команды в настоящий момент и как начать двигаться к идеалу. И в конце, как водится, план действий. Вообще-то, я не сторонник громоздких и внушительных планов, которые почти никогда не выполняются. Простые и понятные несколько первых шагов – реалистичных и мотивирующих для всех членов команды (каждое слово в этом предложении имеет вес!).

Стратегические сессии обычно не предполагают обучающих мероприятий, но в этот раз я решил поступить по-другому. Я начал с теории доктора Адизеса. В противовес многим теориям личностных различий она сфокусирована не просто на личностных особенностях, но на 4-х основных лидерских функциях. Эти функции и описание их поведенческого проявления позволяют распознать их в себе (еще лучше будет заранее заполнить опросник).

В данной ситуации участники заранее заполнили опросники, из ответов на которые я составил профиль команды и вот тут-то наступило озарение. У семи из восьми членов команды была ярко выражена одна и та же составляющая! Мы с удовлетворением поняли, что это наиболее полезная функция на данной стадии развития организации, однако, с другой стороны осознали, что она может стать источником проблем, т.к. других функций явно недоставало, а для гармоничного развития они все должны в команде сбалансировано присутствовать.

Чем это помогло? Помимо очевидных истин – «стали лучше понимать друг друга», «подтвердили то, о чем догадывались» - мы вышли и на более ценные и прагматичные результаты. По окончании сессии руководители разработали правила совместной работы и поняли, что действительно можно и нужно менять в первую очередь. В них самих, в их отношении друг к другу, совместной работе и к собственным задачам.

Почти все захотели познакомиться с трудами доктора Адизеса поближе, а я испытал такое чувство удовлетворения, которое не испытывал давно. Знаете, когда все, что ты сделал, люди впитали и, главное, готовы и будут с этим работать (это осознается почти интуитивно) – это очень здорово, это главное, ради чего мы работаем (звучит немного пафосно, зато правда).

Я рекомендую вам книги Адизеса (купите для начала одну – «Воспитание лидеров», зелененького такого цвета). И буду очень благодарен, если вы поделитесь своими ощущениями от прочитанного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий